ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» (Кафедра судебной медицины, Профессор)
Россия
ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» (Кафедра судебной медицины, Профессор)
Россия
Россия
Россия
Россия
Авторами проанализировано нормативное правовое регулирование и разработана модель реализации практической подготовки обучаемого контингента образовательных учреждений медицинского и немедицинского профиля на базе государственного бюро судебно-медицинской экспертизы по специальностям «Судебно-медицинская экспертиза» и «Судебная медицина». Обоснована актуальность проблемы с точки зрения совершенствования профессиональной подготовки кадров для государственных судебно-медицинских экспертных учреждений, органов дознания, предварительного следствия и суда. Показано, что одним из первоочередных требований к процессу обучения является предотвращение вредного воздействия на обучаемый контингент и профессорско-преподавательский состав биологических и физических факторов внешней среды, которые могут иметь место при исследовании трупов, живых лиц и вещественных доказательств биологической и небиологической природы. Акцентировано внимание на том, что указанное требование является обязательным и относится к основным принципам охраны здоровья граждан, соблюдению их прав в сфере охраны здоровья и обеспечению связанных с этими правами государственных гарантий. Ранее были рассмотрены главы «Введение» и «Цель исследования». В этом номере авторы завершают тему, начатую в № 5–2024.
судебно-медицинская экспертиза, судебная медицина, государственное судебно-медицинское экспертное учреждение, высшее профессиональное образование, охрана здоровья
1. Постановление Совета Министров СССР от 10.02.1967 № 130 «Об организации, в виде опыта, одногодичной специализации (интернатуры) выпускников ряда медицинских институтов».
2. Приказ Минздрава СССР № 240, Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 27.03.1967 № 187 «Об утверждении положения об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных и педиатрических факультетов медицинских институтов».
3. Федеральный закон от 25.09.1998 № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
4. Ковалев А.В. Правовой статус учебно-методических материалов: дискуссионные вопросы / А.В. Ковалев, В.Ю. Владимиров, Г.Х. Романенко // Профессиональные правонарушения медицинских работников: междисциплинарный подход: Труды Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием, Москва, 12–13 мая 2022 года / Под общей редакцией И.Ю. Макарова. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «ПРИНТ», 2022. – С. 175–186.
5. Приказ Минздрава России от 30.06.2016 № 435н «Об утверждении типовой формы договора об организации практической подготовки обучающихся, заключаемого между образовательной или научной организацией и медицинской организацией либо организацией, осущест«Медицинский вестник МВД» № 6 (133), 2024 г. 9 Forensic medicine
6. Федеральный закон от 04.08.2023 № 462-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон ‘‘Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации’’».
7. Приказ Минздрава России от 25.12.2023 № 716н «Об утверждении порядка и условий допуска лиц, обучающихся по программам ординатуры по одной из специальностей укрупненной группы специальностей ‘‘Клиническая медицина’’, к осуществлению медицинской деятельности на должностях врачей-стажеров».
8. Приказ Минздрава России от 06.08.2013 № 529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций».
9. Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
10. Проблемные вопросы взаимодействия органов предварительного расследования, суда и государственных судебно-экспертных учреждений при назначении и проведении судебных экспертиз / А.В. Ковалев, В.Ю. Владимиров, И.Н. Горбулинская, Г.Х. Романенко // Российское законодательство в сфере борьбы с пожарами и другими стихийными бедствиями: история и современность: Материалы Всероссийского круглого стола, Санкт-Петербург, 31 октября 2017 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, 2020. – С. 144–150.
11. Основные направления обеспечения этических норм в судебно-медицинской экспертной деятельности / Г.И. Заславский, А.В. Ковалев, Г.Х. Романенко [и др.] // Юридическая наука: история и современность. – 2021. – № 10. – С. 148–160.
12. Владимиров В.Ю. Концептуальные подходы к определению однопрофильности судебно-экспертных учреждений как фактор, определяющий эффективность их взаимодействия / В.Ю. Владимиров, А.В. Ковалев, Г.Х. Романенко // Судебно-медицинская экспертиза. – 2024. – Т. 67, № 2. – С. 32–38. Doihttps://doi.org/10.17116/sudmed20246702132
13. Крутий И.А. Тренинг межведомственной коммуникации врачей – судебно-медицинских экспертов / И.А. Крутий, В.Ю. Владимиров, Г.Х. Романенко // Судебно-медицинская экспертиза. – 2024. – Т. 67, № 2. – С. 57–61. Doihttps://doi.org/10.17116/sudmed20246702157
14. Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования – ведущее образовательное учреждение страны по подготовке судебно-медицинских кадров (к 90-летию со дня образования кафедры судебной медицины) / А.В. Ковалев, Ю.А. Солохин, И.А. Гедыгушев [и др.] // Судебно-медицинская экспертиза. – 2024. – Т. 67, № 2. – С. 5–11.